Ностальгия по свободе, или музыка как религия

В предпраздничный день 8 мая в «Доме культуры» тесно и «мрачно». Не берусь судить, но на моей памяти такого количества людей субкультурной внешности и неформальной сущности в этом клубе я ещё не видела. Неудивительно, ведь в этот день проходит презентация фильма «Музыка свободы». Данный проект посвящен зарождению движения металлистов в Рязани и рассказывает о группах, существовавших на рязанской метал-сцене в период с конца 80-х по середину 90-х годов: Septic Schizo, Invazia, «КРЭК», Appaling Disgust, «Левый Фронт» и «Вахта».

На премьеру фильма пришли музыканты, игравшие в те времена, их друзья, звукорежиссеры, фанаты и поклонницы, родственники. Все между собой знакомы – одна тусовка. Многие из них не видели друг друга по 20 лет. Ностальгические воспоминания, звон пивных бокалов, шуточки и приколы тех времен, рукопожатия и «Привет, братан, тысячу лет не виделись! Ты всё такой же упырь». И, конечно же, музыка. Выступили безупречные Grain с программой «Любовь — это то, что нам снится» и Abesforia, приятно удивившая зрителей нестандартным женским вокалом и мастерским подходом к исполнению.

Перед премьерой журналисту «Светит месяц» Александре Скакун удалось побеседовать с создателями фильма Максимом Полтавченко, Виталием Усачёвым и Андреем Семизаровым.

Как появилась идея снять этот фильм?

Максим: Идея снять фильм витала в воздухе. Это наша молодость. Мы в своё время были во всей этой теме. Изначально у нас было желание снять полнометражный художественный фильм. Потом мы подумали, что можно сделать документальное кино про период конца 80-х — начала 90-х. Что были за люди, что за группы, как они двигали эту музыку в массы.

Почему именно Рязань?

Максим: Потому что мы из Рязани, это родная тема.

А есть в планах какие-то другие города?

Максим: Ну, в планах есть ещё, наверное, Москва и Питер. Но в Москве и Питере надо выбирать современную музыку и конкретное направление. Последние несколько лет активно развивается рок и стоунер-сцена. В Питере и Москве это как раз и происходит. И если в 2008 году подобные группы собирали 100 фанатов, то сейчас на концерты приходит приличное количество людей.

y0l643YJzXw

Как организовалась творческая группа?

Максим: Творческая группа у нас состоит из трех человек. Задумка была моя, реализовывать её мы начали с Андреем Семизаровым. Мы дружим с 1989 года и вместе по этой музыке рубились. Вместе с ним одно время даже снимали любительские фильмы ужасов. Причем это была сильная тема для России: дружили со всеми «независимщиками», у нас был ресурс. Соответственно, мы с Андреем решили снимать фильм, а в процессе работы к нам присоединился Виталий Усачёв, который в своё время был гитаристом группы Septic Schizo. Оказалось, что ему тоже интересна тема кино. Мы подружились и пригласили нам помочь. Так он стал третьим в нашей команде.

Как вы считаете, сколько людей посмотрят этот фильм?

Максим: Мы считаем, что фильм посмотрит большое количество человек. Потому что людей, которые слушали и до сих пор слушают эту музыку — много. Таким людям будет интересно посмотреть это фильм и в Москве, и в Туле. Сейчас на эту тему мало фильмов снимается. Документальных и про рок-музыку.

Виталий: Я думаю, его посмотрят миллионы (улыбается).

Максим: Рано или поздно всё будет доступно Вконтакте, на youtube. Мы подготовим специальную версию для дисков, с какими-то бонусами. И со временем выложим в свободный доступ. Людям, которые интересуются рок-музыкой, я думаю, им будет интересно посмотреть фильм.

Пиаром фильма занимаетесь?

Виталий: Про фильм уже сейчас прозвучало много эмоциональных отзывов.

Андрей: Много довольных и недовольных. Ажиотаж вокруг фильма есть.

Максим: У людей, которые тоже творили в это время, возникают вопросы: почему они туда не попали. Кто-то странно и загадочно говорит: «Почему они, а не я?» Или: «Меня не позвали, а я вообще у истоков всего этого стоял». Отвечаю: фильм не резиновый. И так на 2 часа 10 минут получился. Соответственно, обо всех всё равно не расскажешь, даже если уложиться в три часа и позвать больше людей, то рассказ о них получится слишком небольшой и поверхностный. Нам же хотелось раскрыть отношение людей, которые играли тогда, к музыке. Как оно эволюционировало. А для этого нужно дать больше времени выговориться. Соответственно, по хронометражу получается меньшее количество людей. В будущем мы собираемся делать небольшие фильмы про группы, которые по каким-то причинам не попали в наш фильм. Их много, невозможно охватить всё. А может кто-то сам возьмет и решит снять фильм про то, что ему близко. Может быть, это направит людей на мысль: «Они сделали, давайте и мы тоже сделаем». Прекрасно, если эта тема пойдет в народ.

jk4q_QYc2q4

Вы планируете получить доход от выпуска фильма?

Андрей: Это изначально некоммерческий проект. Всё держится на энтузиазме. Если он принесет какие-то деньги в дальнейшем – никто отказываться не будет. Но идеологически это некоммерческий фильм.

Максим: Если принесут мешок денег – я его возьму. Если не принесут – не расстроюсь.

Тот период, о котором идет речь в фильме, был действительно настолько уникальным, что заслужил документального фильма на два часа?

Максим: Да, это был действительно уникальный период. Потому как в это время и страна ломалась, и всё менялось. Про этот этап мы и рассказываем в фильме. После концерта «Трэш-н-дэт-2» в апреле 1994 года все поняли, что это не просто какие-то ребята в косухах с длинными волосами, а серьезное движение. Которое не только имеет право на существование, но еще и громко заявляет, что существует. Произошло объединение и благодаря этому периоду времени стало возможно существование того, что существует сейчас. Это стало возможным для российской и рязанской рок-музыки благодаря тем людям, которые стояли у истоков движения.

Андрей: Вот раньше, ты общаешься в тусовке металлистов, журнальчики там, пластинки. Это всё было отлично, люди общались между собой. Именно это ценилось. А сейчас очень большой информационный поток, в котором все копаются, и становится сложно оценить какие-то тенденции развития музыки. Поэтому говорить о том, что в какой-то конкретный год какой-то определенный стиль может завоевать популярность очень сложно. Они наваливаются все и одновременно.

Виталий: Получается, что за счет больших потоков информации, которые попадают людям в голову, сейчас редко встретишь убежденного металлиста, упёртого рэпера.

Максим: Шведский стол. Накидал себе в плейлист всего, как в тарелку, и кушаешь-слушаешь. Я тоже разделяю мнение, что музыка уже не играет такой роли, как раньше. Если раньше это было сродни религии, то сейчас всё переходит в уличный шум. Просто жизнь ускорилась, стало больше информации. Из-за этого как-то вдумываться и всматриваться в одну точку, изучать ее с разных сторон уже нет ни времени, ни сил. В этом плане люди стали ленивы.

Так, может быть, ваш фильм чуть-чуть не вовремя?

Максим: Этим фильмом мы пытаемся чуть-чуть поностальгировать. И, с другой стороны, зафиксировать период времени. Ведь всё строится на прошлом. Люди аккумулируют это всё, пропускают через себя. Без прошлого не будет будущего.

HcRS0qzpajU

А как вы оцениваете то, что происходит в музыкальной индустрии нашего города на данный момент?

Виталий: Честно говоря, не знаю, как ответить, потому что мне многое не нравится. Не то чтобы коллективы… Сам подход к тому, что они делают. Вот репетиция: пришли, один раз спели песню. Не отработали какие-то технические моменты. Прорепетировали, повторили, ну и всё. А мы песню могли играть 20 раз подряд, пока она не получится. Музыканты не дорабатывают, но уже считают себя «звездами». Сначала я — звезда, а потом выучу текст песни.

Андрей: Я поддержу Виталика. В Рязани сейчас огромное количество групп, а хороших – десяток. Остальные, как грибы после дождя, появились, и куда-то потом пропадают. Люди не воспринимают творчество, как часть себя. Деньги к хорошим, стремящимся к развитию коллективам придут. Мы знаем много историй, как известные группы начинали с игры в гаражах. Хочешь стать великим музыкантом? Заставь себя стать великим музыкантом. Но это, наверное, вообще тенденция развития современного общества. Много, быстро, поверхностно и желательно за бабки.

Максим: А вот я считаю, что все нормально. Очень много людей, которые занимаются музыкой. Люди, которые делают музыку только ради славы — их и тогда было много, и сейчас они есть. В любом случае, когда человек занимается творчеством – он уже что-то создает, а это хорошее дело. Он участвует в процессе рождения прекрасного. Я считаю, что основная проблема современной музыки в том, что сейчас людям мало, что есть сказать. Никакое мастерство не идет в сравнение с тем, что человеку есть что сказать. Надо работать над сутью. А то, что у нас происходит движение – это налицо. Я считаю, что всё нормально. А если люди начнут пропускать материал через себя, станет ещё лучше.

10 минут фильма «Музыка свободы»: